mop_78 (mop_78) wrote,
mop_78
mop_78

Categories:

Война в воздухе. Размен.

Утром 4 марта в 09.35 на плановую разведку вдоль северного побережья Норвегии вылетел самолет «Бостон» (бортовой номер 14) из 118 разведывательного авиационного полка СФ. Пилотировал разведчик Герой Советского Союза капитан Вербицкий (экипаж штурман младший лейтенант Павлов, срелок радист сержант Афонин, стрелок сержант Лупандин), на аэродром самолет не вернулся и числится пропавшим без вести.

Герой Советского Союза капитан Вербицкий Михаил Константинович
В 15.15 на разведку в тот же район вылетел другой разведчик из того же полка «Бостон» (бортовой номер 12). Пилот старший лейтенант Колейников. Пройдя по маршруту разведчик не обнаружил на коммуникациях кораблей противника. Но в 17.30 на траверзе мыса Нордкин на бреющей высоте столкнулся с самолетом противника который первым атаковал наш разведчик с дистанции 2000 метров обстреляв из носовой установки одной длинной очередью. Опознав в противнике гидросамолет ДО-24, тремя атаками сбил его. В 19.25 «Бостон» благополучно совершил посадку.
Старший лейтенант Колейников Иван Александрович
Немецкие источники подтверждают гибель Dо.24Т-2 (ботовой код DJ+ZD, WNr 0078) из 5-й морской спасательной эскадрильи. Все шесть членов экипажа пропали без вести.
Во флотской газете опубликовали заметку об этой победе, небольшой отрывок:
Он снова взглянул на облака, но они все также низко нависа­ли и в трех километрах впереди, казалось, совсем сливались с морем. И вот в этом месте, словно выскочив из воды, пока­зался самолет противника. С каждой секундой он вырастал. Самолеты шли навстречу друг Другу, прямо в лоб, и опреде­лить машину противника было трудно. Колейников резко бро­сил самолет влево и тут же за­метил вспышку огоньков с машины противника.
— Обнаружил, прохвост, — выругался он и передал эки­пажу: — Самолет справа по но­су!
Во время отворота стала вид­на вся машина противника, и  летчик узнал ее. Это была  большая многомоторная летающая лодка. Вражеский само­лет продолжал обстреливать наш экипаж. Колейников изумился нахальству немца. Ему было известно, что на этом ти­пе самолетов врага стоит сла­бое вооружение, и машина не обладает большой скоростью.
Не дело разведчика ввязываться в бой. Но проучить нем­ца следует.
— Атакую! — передал команду Колейников и развернулся на врага. Немец оказался излиш­не самоуверенным. Он принял атаку и вероятно, надеялся выиграть бой. Но вскоре ему пришлось раскаяться. Грозная
советская машина под прямым углом шла на него. Немецкие воздушные стрелки вели огонь длинными очередями. Но вот заработало мощное оружие со­ветского разведчика, и сразу смолкли фашистские пулеметы. Немецкие стрелки были убиты. Тут только понял фашист, какая грозит ему опасность и сразу повернул к берегу, уже не думая о бое и заботясь только о собственном спасении.
Колейников. выводя машину из атаки, скомандовал стрелку:
— Бей его!
Стрелок-радист старший сер­жант Мартьянов пустил несколько очередей по германско­му самолету. Немец быстро шел под свой спасительный берег.
— Добить, добить мерзавца!
— Атакую!
Во второй раз Келейников зашел сверху, со стороны хвоста и дал крепкую очередь по мото­рам. Самолет противника поте­рял немного высоту и, не меняя курса, шел к берегу под защиту зенитных батарей.
В третий раз зашел Колейников в атаку с твердым наме­рением не упустить врага. Он ясно видел планы противника. Немец мог ускользнуть, и хоро­шо начатое дело — окончиться ничем. Больше того, немец сумеет указать местонахождение советского самолета, предупре­дить вражеский порт, навести истребителей.
Дело решали секунды. Поэто­му всю мощь огня третьей атаки
Колейников направил на каби­ну летчика. Две коротких очереди из всего оружия— и гит­леровец вышел из строя. Тяже­лый самолет противника, потеряв управление, словно подби­тая большая нелепая птица. рухнул в воду. Суровые волны Баренцева моря моментально сомкнулись над ним. Сразу стало тихо, и не верилось, что минуту назад здесь шел бой.
Колейников уводил свой са­молет в море.
— Курс? — спро­сил он у штур­мана.
Лосовский вы­считал отклоне­ние во время не­предвиденной за­держки, внес по­правки и назвал курс.
Машина опять повернула на за­пад. И снова кругом беспокой­ное море и на­висшие серые об­лака.

На этом можно было бы и закончить, но как говориться стоит копнуть чуть глубже и появляются новые подробности.

В 14.55 на крейсерский полет вдоль коммуникаций противника вылетел самолета торпедоносец  «Бостон» (бортовой номер 27) экипаж летчик гвардии младший лейтенант Францев, штурман гвардии младший лейтенант Галкин, гвардии сержант Антипичев.
В 17.23 3 километра севернее острова Квалей  были обнаружены миноносец и две подводные лодки противника шедшие в кильватер курсом 40°, ход 8 узлов. Евгений Францев атаковал средную ПЛ (шедшую за миноносцем) сбросив торпеду с дистанции 600-700 метров. Из атаки торпедоносец вышел правым разворотом через северную оконечность острова Серей, развернувшись  в 17.27 произвели просмотр результатов атаки так как экипаж взрыва не наблюдал, были замечены только миноносец и вторая концевая подлодка (любопытно, в литературе утвержается, что экипаж якобы видел попадание торпеды в цель). Самолет был обстрелян интенсивным огнем зенитной артиллерии с берега и миноносца, в результате получил прямое попадание снаряда в правый борт впереди кабины стрелка, который сделал отверстие в борту в 40 см, также были пробиты правая могондола и колесо. Стрелок радист Антипичев был легко ранен в правую ногу (в икру). После этого самолет пошел на свой аэродром, так как топлива было мало то самолет пошел напрямик над сушей, в 19.10 пришло сообщение от самолета «Возвращаюсь, сообщите погоду аэродром Ваенга», и в  19.42 самолет благополучно приземлился на аэродроме.
Схема 10
Схема торпедной атаки 4 марта 1944 г.
(на схеме показана атака на концевую подводную лодку, хотя в донесении Францева говорится об атаке средней подлодки)
По немецким данным были безрезультатно атакованы немецкие подводная лодка «U-990» шедшая совместно с «U-366».
Известный эпизод хорошо известен, но в донесении есть еще один момент «16.45 Ш=71°24ʹ Д=25°02ʹ 40 километров северо-восточнее острова Маасе заметили воздушный бой, черный дым, ближе стало два дыма, огонь – подойдя ближе на воде обломки самолета 2-х килевой хвост большое зеленое пятно и горящий бензин. Там же шлюпка камуфлированая и 2 человека махали руками».
Конечно, виден очень большой разброс по времени 17.30 и 16.45, но примерно совпадает район воздушного боя, других боевых столкновений в это время и в этом районе не отмечалось. В документах Штаба ВВС СФ прямо указывается, что наблюдаемый на воде самолет это До-24 сбитый Колейниковым.
В 118 авиаполку получив данные об обнаружении шлюпки с людьми, посчитали, что это выжившие члены экипажа капитан Вербицкого. В 08.05 командир полка отдал приказ «Выслать 1 самолет к месту обнаружения 5 дивизией шлюпки предположительно с экипажем капитана Вербицкого. Вылет по готовности, при обнаружении координаты давать с плюсом 10°». В 09.45 На поиск вылетел самолет-разведчик «Бостон» (бортовой номер 30), в 14.10 разведчик произвел посадку на аэродроме. Увы, но никого обнаружить не удалось. Так же на поиски шлюпки была сориентирована подводная лодка «Л-22» шедшая на позицию, но она тоже никого не обнаружила.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments