mop_78 (mop_78) wrote,
mop_78
mop_78

Categories:

Война на море. Гибель "Армении".

Материал не мой, попросили опубликовать. Одна из версий гибели теплохода "Армения". По моему мнению говорить о том, как все было на самом деле, рано, слишком мало документов.

Тайна гибели теплохода «Армения» раскрыта

Несколько дней назад в районе Ялты был найден остов теплохода «Армения». Как и следовало ожидать, корпус теплохода не имеет следов торпедного попадания. Почему это было ожидаемо – смотри ниже. А пока вернемся к результатам осмотра судна. Оно стоит на ровном киле, имеет повреждения надстроек и затонуло очень быстро. Таковы факты.

Ну, а теперь разгадка его гибели. Итак, то, что оно не было торпедировано, было понятно сразу.
Первое. Время  гибели в оперсводке ОВР Главной базы ЧФ указано 11.25 по Москве. Время же атаки немецкого торпедоносца из 1-й группы 28 эскадры во всех доступных немецких документах указано в 09.24 по Берлину. Это 10.24 по Москве! Именно так, ибо с 1 апреля 1940 года по 2 ноября 1942 года ГЕРМАНИЯ ЖИЛА ПО ЛЕТНЕМУ ВРЕМЕНИ, КОТОРОЕ ОТСТАВАЛО ОТ МОСКОВСКОГО НА ОДИН ЧАС. Так что, время атаки не совпадает.
Второе. Согласно той же оперсводке, погода была 8 баллов по ветру и 7 баллов по волнению моря. Кто-нибудь может представить удачное торпедно попадание при семибалльном шторме?
Не верило в торпедное попадание и всемогущее НКВД. Согласно имеющимся документам, транспорт погиб в 10.40 в результате попадания двух бомб. Сопровождали катер два СКА – МО-0122 и МО-041. Последним командовал Кулашов Павел Алексеевич, а первым – Воловиков Н.Ф. Кулашов выкрутился из этой истории, но погиб 1 ноября 43-го в Керченском проливе. А Воловикова судили и дали 10 лет…
Так вот, «Армения» не была торпедирована, и по результатам расследования НКВД погибла от попадания двух бомб. Что же произошло на самом деле?

Разгадку дает вот этот документ – Донесение 4 -го авиакорпуса  за 7 ноября 1941 г.:

"…Вост. Керчи шесть Не111 из 1-й группы 27 эскадры повредили транспорт в 1500 т близким разрывом бомбы. При атаке 1000-тонного транспорта в кв. 7541 попаданий достигнуть не удалось. При атаке трех транспортов в кв. 4579 результатов не наблюдали из-за неожиданно закрывшей цель низкой облачности. В порту Новороссийск бомбы упали возле транспорта в 6000 тонн, результат не наблюдался.."

Документ известный, но прочитать его, видно, никто кроме Романа Ивановича Ларинцева и помогающего ему Скробача А.В., правильно не удосужился. А зря!
Квадрат 4579 находится примерно в 30 км юго-юго-восточнее Ялты. Атаки проводились в интервал времени по Берлину 09.39-12.15. То есть, 10-40-13.15 по Москве. Время совпадает с данными НКВД. Бомбили со средних высот, судя по всему, 250 кг бомбами. Видели три цели – это «Армения» и два СКА сопровождения. Место атаки – очень близко к месту обнаружения остова. Иных кораблей, кроме «Армении» с эскортом, в то время, там быть просто не могло…
Еще раз, атака была не безуспешной, просто ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ НЕ СМОГЛИ ПРОСЛЕДИТЬ. А результат этот был… Бомбы, сброшенные с солидной высоты, к поверхности моря подошли в вертикальном положении, попали в транспорт с верху, прошили надстройки и взорвались в районе днища транспорта. Все это произошло внезапно и никто ничего даже не понял, ибо облачность скрывала самолеты, а восьми балльный ветер гасил звук моторов. Бомбы вскрыли надстройки и проломили в днище две огромные дыры, попутно снесли или сдвинули много переборок. Гибель за 4 минуты при таком развитии событий – закономерный результат.
Остается два вопроса.
Первый. Кого атаковал торпедоносец в 10.24 в «40 км южнее Ялты». Думается, это атака по транспортам «Коммунист» и «Ворошилов» в районе Ласпи (как раз 40 км, но на юго-запад от Ялты). Атака безуспешная. Она была по нашим данным в 09.57 по Москве. Время не совпадает, но разница менее получаса, что в принципе не много…
Второй. Откуда данные о потоплении «Армении» торпедоносцем возникли в оперсводке ГВМБ ЧФ? Тут сложнее. Надо поднимать наши первичные документы. Скорее всего, в суматохе тех дней, а это было оставление Крыма, кто-то что-то напутал. Будем разбираться…
Вот, как-то так. А Роман Иванович Ларинцев и Александр Владимирович  Скробач – МОЛОДЦЫ!
Subscribe

  • Война в воздухе. Гибель «Невского пятачка» вид сверху

    «Невский пятачок» давно стал одним из символов Блокады Ленинграда, о нем упоминают во многих статьях, книг и фильмов. Всего существовало…

  • Война на море. Последний бой МО-206

    Судьбе катера МО-206 описана достаточно подробно, но увы не совсем точно: упоминается, что катер затонул 30 сентября но был поднят, был атакован…

  • Мысли в слух

    Последнее время изучая документы в архиве, постоянно сталкиваюсь, что они не совпадают с написаными в книгах данными. Даже вроде бы давно известные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments

  • Война в воздухе. Гибель «Невского пятачка» вид сверху

    «Невский пятачок» давно стал одним из символов Блокады Ленинграда, о нем упоминают во многих статьях, книг и фильмов. Всего существовало…

  • Война на море. Последний бой МО-206

    Судьбе катера МО-206 описана достаточно подробно, но увы не совсем точно: упоминается, что катер затонул 30 сентября но был поднят, был атакован…

  • Мысли в слух

    Последнее время изучая документы в архиве, постоянно сталкиваюсь, что они не совпадают с написаными в книгах данными. Даже вроде бы давно известные…